Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов

Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов довольно распространены и каждая обладает своими достоинствами и недостатками. Большинство простейших схем зарядных устройств построено по принципу регулятора напряжения с выходным узлом, собранным на тиристорах или мощных транзисторах. Эти схемы обладают существенными недостатками - ток заряда непостоянен и зависит от достигнутого на аккумуляторе напряжения. Большое количество схем не имеет защиты от короткого замыкания выхода, что приводит к пробою выходных силовых элементов. Предлагаемая схема лишена этих недостатков, достаточно надёжна (разработана в 1995 г. и изготовлена в количестве около 20 экземпляров, ни разу не выходивших из строя) и рассчитана на повторение радиолюбителями "среднего уровня".

Устройство обеспечивает ток заряда до 6А, контроль тока и напряжения с помощью стрелочного индикатора, защиту от короткого замыкания и автоматическое отключение через заданное время с помощью таймера. Схема состоит из формирователя пилообразного напряжения (транзисторы VT1, VT2), компаратора DA1, усилителя сигнала с токоизмерительного шунта на операционном усилителе DA2 и выходных силовых тиристоров VD5, VD6, которые установлены на небольшие радиаторы, в качестве которых можно использовать металлический корпус устройства. Настройка схемы производится в несколько этапов: 1. Осциллографом замеряется амплитуда "пилы" на переменном резисторе R6, которая должна быть около 2В, в противном случае подбором резистора R4 её доводят до этого значения. Далее нагружают шунт R18 током 6А и подбором резисторов R15, R17 добиваются уровня напряжения на входе 3 компаратора, равному амплитуде пилообразного напряжения (2В) - после этого зарядное устройство начинает нормально регулировать выходной ток. 2. К выходу устройства последовательно с внешним образцовым амперметром подключают заряжаемый аккумулятор, регулятором тока устанавливают значение 3...6 А, а тумблер зарядного устройства переключают в положение "ток". Подбором резистора R14 добиваются правильных показаний тока по шкале встроенного прибора. 3. Аккумулятор подключают напрямую к выходу зарядного устройства и контролируют напряжение на нём с помощью внешнего образцового вольтметра. Подбором резистора R20 добиваются правильных показаний встроенного стрелочного прибора по шкале напряжений. На этом настройка закончена. В качестве измерительного прибора можно использовать любую доступную головку, линейную шкалу которой необходимо заранее подготовить. Шунт R18 можно изготовить из отрезка нихромовой проволоки диаметром около 2 мм и длиной около 15 см. Точность установки сопротивления не играет большой роли, т.к. подбором резисторов R15, R17 устанавливается необходимая величина сигнала на выходе DA2. При недостаточно надёжном запуске тиристоров конденсатор С6 можно удалить, а резистор R11 заменить на двухваттный, номиналом 510 Ом...1кОм. Таймер отдельной настройки не требует, при желании его можно не изготавливать - остальная часть схемы не изменится. Основные электронные элементы собраны на печатной плате.

Эта схема прошла испытание временем, не содержит дефицитных или малораспространённых элементов, но за истекший период появилась новая доступная элементная база, позволяющая построить источники питания с более высокими характеристиками. Схемы, приведённые на следующих страницах раздела, разрабатывались сравнительно недавно, используют доступные в настоящее время элементы и подходят для повторения радиолюбителями среднего уровня:

  1. Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов (главная страница раздела ЗУ для автомобилей)
  2. Зарядное устройство с автоматическим отключением от сети
  3. Зарядное устройство с ключевым стабилизатором тока
  4. Зарядное устройство с микросхемой TL494
  5. Зарядное устройство с цифровой индикацией тока и напряжения.
  6. Зарядное устройство с цифровой индикацией и повышенным выходным током до 20А
  7. Зарядное устройство на тиристоре с улучшенными характеристиками и с использованием микросхемы TL494
  8. Зарядное устройство на двух тиристорах и с использованием микросхемы TL494
  9. Зарядное устройство для кислотно-свинцовых необслуживаемых аккумуляторов ёмкостью 4...17 А/час
  10. Лабораторный блок питания 1,5...30В, 0...5А + зарядное устройство на MOSFET транзисторе
  11. Лабораторный блок питания + зарядное устройство с усилителем напряжения шунта
  12. Лабораторный блок питания + зарядное устройство с узлом аварийной защиты от перенапряжения
  13. Зарядное устройство с периодическим контролем ЭДС аккумулятора (главная страница раздела ЗУ для различных аккумуляторов)


ист-к: http://kravitnik.narod.ru/charge/charge_1.html