№ | КОД | № | КОД | № | КОД | № | КОД |
1 | 006 | 29 | 132 | 57 | 266 | 85 | 464 |
2 | 007 | 30 | 134 | 58 | 271 | 86 | 465 |
3 | 015 | 31 | 141 | 59 | 274 | 87 | 466 |
4 | 017 | 32 | 143 | 60 | 306 | 88 | 503 |
5 | 021 | 33 | 145 | 61 | 311 | 89 | 506 |
6 | 023 | 34 | 152 | 62 | 315 | 90 | 516 |
7 | 025 | 35 | 155 | 63 | 325 | 91 | 523 |
8 | 026 | 36 | 156 | 64 | 331 | 92 | 526 |
9 | 031 | 37 | 162 | 65 | 332 | 93 | 532 |
10 | 032 | 38 | 165 | 66 | 343 | 94 | 546 |
11 | 036 | 39 | 172 | 67 | 346 | 95 | 565 |
12 | 043 | 40 | 174 | 68 | 351 | 96 | 606 |
13 | 047 | 41 | 205 | 69 | 356 | 97 | 612 |
14 | 050 | 42 | 212 | 70 | 364 | 98 | 624 |
15 | 051 | 43 | 214 | 71 | 365 | 99 | 627 |
16 | 053 | 44 | 223 | 72 | 371 | 100 | 631 |
17 | 054 | 45 | 225 | 73 | 411 | 101 | 632 |
18 | 065 | 46 | 226 | 74 | 412 | 102 | 654 |
19 | 071 | 47 | 243 | 75 | 413 | 103 | 662 |
20 | 072 | 48 | 244 | 76 | 423 | 104 | 664 |
21 | 073 | 49 | 245 | 77 | 431 | 105 | 703 |
22 | 074 | 50 | 246 | 78 | 432 | 106 | 712 |
23 | 114 | 51 | 251 | 79 | 445 | 107 | 723 |
24 | 115 | 52 | 252 | 80 | 446 | 108 | 731 |
25 | 116 | 53 | 255 | 81 | 452 | 109 | 732 |
26 | 122 | 54 | 261 | 82 | 454 | 110 | 734 |
27 | 125 | 55 | 263 | 83 | 455 | 111 | 743 |
28 | 131 | 56 | 265 | 84 | 462 | 112 | 754 |
Общее
CDCSS (Continuous Digital Coded Squelch System - Система Постоянного Цифрового Кодирования Шумоподавителя), также называемая DCS (Digital Coded Squelch - Цифровой Кодированный Шумоподавитель), является цифровой инфразвуковой системой селективного вызова. DCS представляет собой код, состоящий из 23 битов, постоянно посылаемых со скоростью 134.3 бита в секунду. Код основан на Golay (23,12) коде, впервые разработанном в 1949 г. Этот код обладает способностью определять и исправлять до трех любых ошибочных бит. Посылаемый код представлят из себя слово, состоящее из поля данных из 12 бит и вектора четности из 11 бит. В CDCSS используемые 12 бит разделены на 4 октека, первый из которых всегда установлен в 1002 (410), 2-ой, 3-ий и 4-ый - октеки образуют номер кода DCS.
Формат DCS слова таков:
Указание направления -> Выход
PPPPPPPPPPPFFFCCCCCCCCC
Где P - биты паритета, F - фиксированный октек, и C - три октека кода. Так для кода DCS "023" справедливо бинарное слово:
Вычисление бит паритета
Оригинальный алгоритм Golay использует двойной полиномиал для вычисления бит паритета. Однако этот метод занимает слишком много памяти и времени микроконтроллера. Хранение всех 512 23-битовых слов в RAM занимало бы минимум 1472 байт, хранение же только бит паритета в RAM будет занимать минимум 704 байт. Это позволит экономить RAM и время на выполнение вычисления микроконтроллером бит паритета. Этот метод использует короткие вычисления - одно для каждого бита паритета, основанного на выборе битов из 9 бит кода DCS:
Передача DCS
DCS посылка передается и принимается в формате NRZ (без возврата к нулю), поэтому полярность модуляции здесь важна. В данном случае, "1" определяется восходящим изменением частоты, а "0" - нисходящим изменением. DCS коды, посланные с этой полярностью имеют положительную полярность. Однако некоторые системы радиосвязи используют инверсную полярность (отрицательную), дабы избежать взаимопомех. Такую кодировку называют обратными кодами DCS. По этой причине необходимо использовать обе полярности.
DCS код "+023" будет передан так:
Код DCS посылается непрерывно с началом передачи несущей. Когда пользователь отпускает кнопку PTT, кодер начинает передавать "1" и "0" со скоростью 268.6 бит в секунду на протяжении 180 миллисекунд, после чего передатчик отключается. Это называется "выключающим кодом", необходимым для более быстрого влючения шумоподавителя и устранения эффекта "Noise burst" (шум эфира, звучащий из динамика из-за того, что шумоподавитель еще не включился).
Характеристики Модуляции
Нормальный диапазон отклонения - от 10% до 20% от номинальной девиации. Большинство систем предназначено для девиации частоты 5 кГц. CDCSS модуляция должна быть на частотах ниже 300 Гц и в приемнике должна пропускаться через специальный фильтр, пресекающий ее проникновение в УЗЧ приемника, что могло бы вызвать звучание из динамика постоянного шума на фоне полезного сигнала.
Декодирование DCS
Поскольку способа точно определить начало 23-битного CDCSS кода не существует, то и невозможно отличить между собой коды "+023", "+340", "+766", "-047", "-375" или "-707"..., т.к. все они сводятся все к тем же самым 23 битам, разве что измененным во времени. Это не позволяет использовать все 512 возможных кодов. Почти все коды DCS имеют дубликаты, так что большинство производителей использует от 83 до 104 кодов, отобранных из числа наименее дублированных и с хорошей помехоустойчивостью.
Различные производители именуют CDCSS по разному. Например, Motorola обозначает CDCSS как DPL (Digital Private Line - Цифровая приватная линия), Kenwood как DQT (Digital Quiet Talk - Цифровой тихий разговор).
По материалам: mmi-comm.tripod.com/dcs.html, в переводе и с дополнениями от Максима Аскаева.