Пульсирующее зарядно-восстановительное устройство

Владимир Коновалов

При длительной эксплуатации аккумуляторных батарей с несоблюдением правил эарядно-разрядного режима на пластинах возникают крупнокристаллические труднорастворимые кристаллы-дендриды, которые приводят электроды аккумуляторов к преждевременному износу, межэлектродным замыканиям и короблению пластин, ускоренный саморазряд снижает рабочую емкость в первые часы хранения.

Повышенное внутреннее сопротивление, вызванное кристаллизацией, приводит к снижению напряжения аккумулятора при минимальной нагрузке.
Принудительное повышение напряжения заряда при восстановлении аккумулятора приводит к кипению электролита, раннему наступлению процесса электролиза в электролите, повышенной температуре элементов и их возможному механическому разрыву при обильном выделении газа. Заряженные таким методом аккумуляторы не в состоянии долго и качественно работать.
Регенерация пластин пульсирующим током позволяет существенно улучшить техническое состояние элементов аккумуляторов, внутреннее сопротивление после непродолжительного восстановления снижается до рабочего состояния, при рабочей температуре. Кристаллы переходят после восстановления в аморфное состояние металла, устраняются межэлектродные замыкания. Исследования, проведенные в лаборатории "Автоматики и телемеханики" ИОЦТТУ в течение нескольких лет, подтвердили надежность и простоту технологии пульсирующего заряда. Были в кратчайшее время восстановлены и заряжены NiCd аккумуляторы емкостью до 1 А/ч, свинцовые аккумуляторы от 10 до 240 А/ч, аккумуляторы железных дорог до 110 В и мощные аккумуляторы на напряжение в 2,5 В и ток более 2000 А на элемент. Положительное влияние технологии пульсирующего зарядно-восстановительного процесса позволяет продолжить эксплуатацию элементов аккумуляторов с высокими экслуатационньми показателями в течение длительного времени.
Технология зарядки пульсирующим током состоит в проведении зарядно-восстановительных работ импульсом тока, коротким по времени и высоким по амплитуде.
Накладка пульсирующего зарядно-восстановительного тока на небольшой постоянный подзарядный ток существенно улучшает старую технологию зарядки аккумуляторов постоянным током.
Пульсирующее зарядно-восстановительное устройство, описанное в данной статье, разработано для бытовых условий и имеет все положительные качества при низкой цене и небольших габаритах.

Принципиальная схема устройства состоит из генератора прямоугольных импульсов на аналоговом таймере с регулировкой скважности и предварительной установкой напряжения зарядного тока, схема устройства питается от сетевого блока питания на трансформаторе и диодном мосте.

Применение интегрального таймера DA1 в генераторе прямоугольных импульсов позволяет довольно просто добиться приемлемых характеристик с обеспечением стабильной частоты и минимального энергопотребления.

Характеристика устройства:
напряжение сети, В220
мощность, Вт 
ток зарядного цикла, А50
ток подзаряда, А1
время цикла заряда, мс4,7
время цикла покоя, мс10...470
напряжение аккумуляторов, В9...24
количество элементов, шт6...18
время восстановления, ч3...6

Временные интервалы импульсов при заряде и разряде конденсатора С1 зависят от емкости конденсатора и сопротивления резисторов R1 и R2. Заряд происходит через резистор R1, а разряд - через резистор R2 и внутренний разрядный транзистор микросхемы DA1. Диод VD2 устраняет возможность непроизвольного разряда конденсатора С1 через цепи нагрузки выхода таймера.

При включении устройства напряжение на конденсаторе С1 равно нулю и по мере зарядки растет, а при достижении напряжения на выводе 2 нижнего компаратора микросхемы DA1 ниже или равном 1/3 напряжения питания (Uп) выход 3-DA1 имеет высокий уровень в течении времени Т1 = 1,1×R1×C1, пока конденсатор не зарядится до напряжения на верхнем компараторе (вывод 6) до величины 2/3Uп.
Зарядка конденсатора С1 в это время происходит с высокого уровня выхода 3 таймера.
При достижении высокого уровня напряжения на конденсаторе С1 (2/3Uп) срабатывает верхний компаратор, выход 3-DA1 переключается в нулевое состояние, в этот момент внутренний разрядный транзистор микросхемы переходит в открытое состояние, и начинается разряд конденсатора С1 со временем Т2 = 0.7×R2×C1, зависящим от сопротивления переменного резистора R2. Поскольку значение резистора R2 в сотню раз больше чем R1, то и интервал времени длиннее во столько же раз. Изменением номинала резистора R2 можно добиться уменьшения времени периода Т2 до величины равной Т1, то есть регулировка временных интервалов происходит изменением скважности D = Т1/Т, где Т = Т1+Т2. [Отношение периода, когда на выходе присутствует напряжение к полному периоду, называется скважностью или рабочим циклом].
Для получения короткого положительного импульса на выходе микросхемы DA1 цепи заряда и разряда времязарядного конденсатора С1 в схеме разделены импульсным диодом VD2.
Напряжение высокого уровня с выхода таймера через индикаторный светодиод НL1 и ограничительный резистор R5 также управляет работой мощного транзисторного ключа VT2 для передачи цикла тока в аккумулятор GB1.
Питание на микросхему подается с параметрического стабилизатора на стабилитроне VD1 и ограничительном резисторе R3.
Вывод 5 в микросхеме таймера позволяет получить прямой доступ к точке делителя с уровнем 2/3Uп, являющейся опорной для работы верхнего компаратора. Использование данного вывода позволяет менять этот уровень для получения модификаций схемы, в данном случае для регулирования выходного напряжения при установке аккумуляторов разного типа и напряжения, а также для установки тока подзарядки.
Поскольку напряжение на базе транзистора VT1 изменяется с изменением напряжения на аккумуляторе, то такая отрицательная обратная связь с выхода устройства на управляющий элемент позволяет стабилизировать напряжение заряда и защищает аккумулятор от перезаряда.
Для защиты выходного транзистора от случайных коротких замыканий в цепи нагрузки установлен плавкий предохранитель F1.
Стабилитрон VD4 защищает транзистор VT1 от превышения напряжения на базе.
Состояние работы схемы пульсирующего зарядно-восстановительного устройства индицируется светодиодами:
- HL1 "Заряд" указывает на прохождение прямоугольных импульсов циклического тока,
- HL2 - на возможное перегорание предохранителя,
- HL3 - на правильную полярность подключения клемм аккумулятора в схему.
Магнитоэлектрический прибор PA1 позволяет визуально контролировать величину тока в цепи заряда.
Напряжение постоянного тока на выходе силового блока питания выбрано большой величины, это позволяет увеличить амплитуду тока рабочего цикла, а средний ток заряда не превысит паспортных значений.

Детали

Устройство не содержит дефицитных радиокомпонентов. Постоянные резисторы - типа МЛТ-0,125, переменные - типа СП-29. Конденсаторы - типа КМ и К50-35 (оксидные). Транзистор VT1 - типа КТ815Б или КТ817Б, VT2 - КТ829А с возможной заменой на транзистор с током коллектора не менее 8 А и напряжением коллектор-эмиттер выше 100 В. VT2 необходимо снабдить радиатором размерами 50×60 мм. Диодный мост VD5...VD8 можно составить из диодов типа КД202 или КД213.

Силовой трансформатор Т1 рассчитан на напряжение 22...27 В и номинальный ток более 3А: типа ТПП120-27 В4А или 2×18 В 2×3 А. Все радиодетали, кроме силового трансформатора, амперметра, регулятора тока заряда предохранителя и светодиодов расположены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита.

Настройка

Регулировки в схеме несложные. При правильной сборке вместо аккумулятора следует установить нагрузку - лампочку от автомобиля на напряжение 12 В и мощность 30...60 Вт. Изменяя положение регуляторов R2 "Ток заряда" и R7 "Установка Uвых", добиться плавного изменения яркости лампочки.

Через непродолжительное время проверить на нагрев силовой транзистор, при температуре выше 60°C установить радиатор большего объема.
Подключить в цепь заряда любой аккумулятор на напряжение 12 В, движок резистора R2 вывести в нижнее положение, а регулятором R7 установить ток подзаряда около 0,3...1 А. Регулятором R2 добавить ток до уровня в 0,05 от емкости аккумулятора. К примеру, для аккумулятора типа 6СТ55 ток подзаряда устанавливается на уровне 0,55 А, а общий ток на уровне 2,75 А.
Время регенерации пластин аккумулятора выбрать 3...5 ч. По окончанию проверить состояние внутреннего сопротивления нагрузочной вилкой; если падение напряжения еще велико, то после перерыва провести дополнительный цикл восстановления пластин аккумулятора.
Восстановление пластин NiCd аккумулятора состоит в очистке электродов от кристаллизации и снятия "эффекта памяти", после чего также провести диагностику подключением разрядной нагрузки и уточнение внутреннего сопротивления по формуле:

R = (Е - U) / I

где Е - напряжение на аккумуляторе без нагрузки, U - под нагрузкой с током I.

Печатная плата (в формате Sprint Layout)
Радиолюбитель №4 2007, стр. 30


ист-к: http://nowradio.nm.ru/pulsiryujee%20zarydno-vosstanovitelnoe%20ustroystvo.htm