последние изменения 12.02.2003
Типичные ошибки при хранении аккумуляторов
Тема в форуме:
Как правильное хранить аккумуляторы?
Аккумуляторы относятся к категории “скоропортящихся продуктов”, начинающих терять свое качество сразу же после изготовления. Хотя степень деградации для некоторых типов аккумуляторов достаточно низка, все же не рекомендуется хранить их в течение длительного периода времени перед использованием.
Все типы аккумуляторов должны храниться в сухом и прохладном месте. Можно порекомендовать хранение аккумуляторов в холодильнике (но только не в морозильнике, т.к. не все типы аккумуляторов выдерживают хранение при температуре замерзания). При хранении в прохладном месте, поместите аккумулятор в пластиковый пакет для защиты его от конденсации влаги.
NiCd аккумуляторы могут храниться в необслуживаемом состоянии до пяти лет. Но для достижения лучших результатов, перед хранением полностью зарядите аккумулятор, затем разрядите до нулевого напряжения и после этого замкните его выводы накоротко. Если такая процедура обременительна, разрядите аккумулятор до одного вольта на элемент и храните в сухом, прохладном месте. Полностью заряженные NiCd аккумуляторы при хранении подвержены саморазряду, что приводит к возникновению кристаллических образований (эффекта памяти).
Примечание переводчика:
Еще одно примечание переводчика:
После длительного хранения NiCd и NiMH аккумуляторы необходимо подготовить перед использованием, путем их медленного заряда, и последующих нескольких циклов разряда / заряда. В зависимости от длительности и температуры хранения, может потребоваться от двух до пяти таких циклов, чтобы восстановить полную емкость аккумуляторов. А в случае хранения при более высокой температуре, потребуется большее количество циклов. Проведение нескольких циклов может потребоваться и после, например, двух месяцев хранения.
Свинцово-кислотные (SLA) аккумуляторы могут храниться до двух лет, но в отличие от NiCd и NiMH, всегда должны храниться в заряженном состоянии. Во время хранения требуется их периодическая подзарядка, чтобы предотвратить понижение напряжения на разомкнутых зажимах каждого элемента аккумулятора ниже 2 V. (В зависимости от изготовителя, для некоторых типов SLA аккумуляторов допускаются более низкие уровни напряжений). Если вследствие саморазряда напряжение становится ниже критического порога, в большинстве SLA аккумуляторов происходит сульфатация и изменяется их характеристика перезаряда, что естественно влияет на срок эксплуатации. Хотя емкость элементов по большей части может быть восстановлена проведением циклов заряда / разряда, всегда желательно подзаряжать аккумулятор, не дожидаясь снижения напряжения на зажимах элемента ниже 2,1 V.
Подобно SLA, Li-Ion и Li-pol аккумуляторы должны храниться в заряженном состоянии. Если Li-Ion аккумулятор оставить на хранение с напряжением ниже 2,5 V сроком на три месяца или более, происходит невосстанавливаемая потеря его емкости. Кроме этого, может произойти коррозия элементов. Некоторые Li-Ion аккумуляторы не допускают подзарядку, если напряжение на выводах элемента понизилось ниже критического уровня. Это требование выдвигается из соображений безопасности, потому что у глубоко разряженного элемента, изменяется химическая структура и подзарядка может быть опасной. Наилучшие результаты будут при хранении Li-Ion аккумуляторов, заряженных до значения их емкости от 70 до 90%. Некоторые изготовители могут рекомендовать более низкие значения емкости при хранении.
Эта информация - отрывок из книги “Batteries in a Portable World “by Isidor Buchmann.
Перевод и техническая редакция Владимира Васильева
Done with the acknowledge of the Author Isidor Buchmann, CEO of Cadex Electronics Inc., Vancouver, BC [British Columbia], Canada.
Типичные ошибки при хранении аккумуляторов
Наиболее распространенная ошибка, допускаемая владельцами сотовых телефонов заключается в том, что они оставляют телефон или запасной аккумулятор в автомобиле жарким летом или холодной зимой. Летом температура внутри автомобиля может превысить +60°C. Надо отметить, что высокая температура как правило вредна для работы всех типов аккумуляторов независимо от их электрохимической системы. Длительное хранение и эксплуатация аккумулятора при высокой температуре ускоряет деградацию активных материалов внутри аккумулятора. Любопытно по этому поводу обратиться к данным производителей элементов для аккумуляторных батарей. В спецификациях на бытовые элементы приводятся следующие цифры (они типичны для всех производителей):
NiMH аккумуляторы:
Стандартный заряд: 0°C...+45°C.
Быстрый заряд: 0...+40°C (у некоторых производителей 5°C...+45°C).
Разряд: −10...+65°C (у некоторых производителей −20°C...+60°C).
Хранение: −20...+35°C (в течение 1 года)
Хранение: −20...+45°C (в течение 180 дней)
Хранение: −20...+55°C (в течение 30 дней)
Хранение: −20...+65°C (в течение 7 дней)
Li-Ion и Li-pol аккумуляторы:
Заряд: 0...+40°C (у некоторых производителей 5°C...+45°C).
Разряд: −10...+60°C (у некоторых производителей −20°C...+60°C).
Хранение: −20...+35°C (в течение 1 года), у некоторых производителей −20°C...+25°C
Хранение: −20...+55°C (в течение 90 дней), у некоторых производителей −20°C...+45°C
Хранение: −20...+60°C (в течение 30 дней)
Кроме этого, приведу любопытную табличку для качественного Li-Ion аккумулятора со 100% начальноой емкостью перед хранением:
Температура хранения |
Длительность хранения |
Степень заряженности аккумулятора в % перед хранением |
Восстановленная емкость аккумулятора после хранения в % |
+60°C |
1 неделя |
Заряжен на 50% |
90 |
+60°C |
1 неделя |
Заряжен на 100% |
85 |
+23°C |
90 дней |
Заряжен на 50% |
95 |
+23°C |
90 дней |
Заряжен на 100% |
90 |
+23°C |
1 год |
Заряжен на 50% |
90 |
+23°C |
1 год |
Заряжен на 100% |
80 |