Есть у меня философская мысль. Человечество вымрет все-таки. Причем вымрет не от того, что враз загадит весь свой ареал обитания, а от лени. Да, да - именно от нее. Причем, самое парадоксальное заключается в том, что лень - это двигатель прогресса, но в то же время, этот самый прогресс порождает в человеке еще большую лень. К чему это я все говорю то? Да вот, навеяло очередным достижением заморской микроэлектроники. Судите сами - есть одна микросхема о 16 выводах. С помощью нее, одного резистора, двух светодиодов и двух конденсаторов делается универсальное зарядное устройство для любых типов аккумуляторов. То есть, для LiIon/NiCd/NiMH. Да вот вы сами посмотрите на схему:
Ну и как тут жить в гармонии с самим собой? Понятно, что как радиолюбитель, я должен совершенно самостоятельно разработать страшенную схему зарядного устройства, где будет эдак десятка два транзисторов и потом гордо представить её публике. Но как можно пройти мимо такой абсолютной простоты?
Ладно, лирику в сторону, будем обозревать схему. Начнем с основных параметров микросхемы MAX1501:
Тип заряжаемых аккумуляторов | LiIon, NiCd, NiMH |
Максимальный выходной ток, А | 1,4 |
Выходное напряжение в режиме заряда, В: | |
LiIon | 4,1...4,2 |
NiCd/NiMH | 4,5...4,95 |
Диапазон рабочих температур, °C | -40...+85 |
При этом надо еще отметить, что если Li-Ion аккумулятор заряжается в гордом одиночестве, то NiCd или NiMH подключается сразу три штуки.
Ну а дальше несколько фич, которые никого не могут оставить равнодушными: не нужен радиатор на микросхему, не смотря на изрядный ток; регулируемый максимальный ток заряда; температурный контроль и отключение заряда при определенной температуре; программируемый таймер максимального времени заряда; автоматический повтор зарядки при разряде подключенной батареи; ограничение зарядного тока при включении устройства. Такой вот списочек.
Теперь о самой процедуре заряда - она происходит так.
После включения микросхема начинает заряжать аккумулятор малым током - 10% от максимального зарядного тока, установленного резистором R1. При достижении на аккумуляторе напряжения 2,8V он получает здоровенного пинка в виде полной величины зарядного тока, то есть включается режим быстрой зарядки (fast charge). Ну а по достижении напряжения 4,5 или 4,1V в зависимости от типа аккумулятора, зарядный ток начинает снижаться, а после снижения оного на 30% от номинального значения загорается светодиод HL1, что означает окончание заряда. Светодиод HL2 горит в течение всего цикла заряда.
Я даже табличку с компонентами приводить не буду - ну незачем совершенно. Только пара замечаний:
1. Конденсаторы С1 и С2 - керамические.
2. Резистор R1, определяющий зарядный ток, считается по формуле:
R = 1400 / I
где I - это необходимый зарядный ток аккумулятора.